Если вы хотите купить, например ресторан, кафе, бар или магазин, то есть готовый бизнес, в первую очередь, следует получить как можно больше информации о вашем будущем деле. Найти необходимые сведения вы можете в открытых источниках – СМИ и сети Интернет. В русскоязычном сегменте Глобальной Сети можно найти довольно много специализированных ресурсов, которые публикуют объявления о бизнесе на продажу. Информацию также могут предоставить консалтинговые фирмы, которые оказывают посреднические услуги при продаже и приобретении предприятий. Некоторые агентства имеют узкую специализацию (к примеру, покупка ресторана), однако существуют и компании широкого профиля. Источником информации также может быть риэлторское агентство. Риэлторы очень часто продают не только здания и землю, но и бизнес, который является основным активом предприятия.
Условия посредника обычно оплачиваются продавцом. Цена составляет 1-12 процентов от суммы сделки. Впрочем, иногда консультанты ищут объекты и для покупателя. Даже если консультант работает на продавца, он старается объяснить покупателю, почему цена завышена. Очень часто продавцы определяют стоимость бизнеса необъективно, учитывая только собственные вложения в предприятие, а также сумму, которая им необходима. Таким образом, они пытаются продать ресторан или магазин, не ориентируясь при этом на рыночные реалии. К тому же, продавцы довольно часто приукрашивают информацию.
При покупке предприятия наибольшую сложность представляет проверка финансовых потоков, так как необходимо узнать не только реальную прибыль и объемы продаж, но и обязательства, которые не отражаются в бухгалтерской отчетности. Как считают эксперты, сделать это можно, внедрив в коллектив предприятия своего человека, также можно поработать самому. Но это весьма сложно сделать, если бизнес небольшой, а коллектив замкнутый.
Продажа ресторана обычно предполагает, что новый владелец сможет какое-то время получать доход, не вкладывая дополнительных средств и не внося существенных изменений в организационную структуру бизнеса. По мнению специалистов, обычно этот срок составляет примерно три года. При этом срок полезности предприятия может сократиться в том случае, если бизнес покинет большая часть сотрудников. Порой с этой проблемой сталкиваются многие новоиспеченные бизнесмены.
|